пк Перейти на полную версию сайта Вернуться в мобильную версию сайта

Интеллектуальные транспортные системы: итоги 2022 года

24 янв. 2023

В 2022 году мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги» проходили в 49 городских агломерациях 42 субъектов страны. На эти цели из федерального бюджета были выделены средства в размере 7,35 миллиардов рублей.

«Программа является логичным дополнением к комплексному развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. В силу возрастающего трафика и увеличения транспортных потоков ИТС ― это эффективное решение, позволяющие обеспечить безопасность и комфорт всех участников движения в городской среде. В 2022 году мероприятия по внедрению ИТС проводились в 42 регионах», ― сообщил заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.

Интеллектуальные транспортные системы внедряют в городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек, начиная с 2020 года. И с каждым годом количество субъектов – участников программы растет.

«Если в 2020 году, когда программа только начиналась, в ней участвовали 22 региона, то в 2022 их количество возросло до 42. В минувшем году мероприятия по внедрению ИТС впервые начали реализовывать 18 субъектов страны», ― рассказал руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.

В Улан-Удэ (Республика Бурятия) в 2021 году был создан Центр управления ИТС, который оснастили программно-аппаратным комплексом для светофорного управления. Были модернизированы и подключены первые 14 световых регулировщиков, на остановках общественного транспорта установлили пять информационных табло.

«На сегодняшний день на улицах города модернизированы уже 54 светофора. Теперь они ведут полноценный мониторинг дорожной обстановки и координируют движение на нескольких транспортных узлах. Также на 18 остановках установлены информационные табло, которые прогнозируют время прибытия автобусов и трамваев. Теперь пассажиры могут ориентироваться во времени ожидания нужного им маршрута. Всего установлено 40 контроллеров, 72 обзорные камеры, 103 транспортных детектора», — отметил заместитель председателя правительства Республики Бурятия Евгений Луковников.

В рамках нацпроекта внедрена подсистема мониторинга параметров транспортных потоков. Она в режиме реального времени собирает данные о средней скорости движения автомобилей, трафике, фиксирует дистанцию между машинами и многое другое. Планируется, что в 2023 году модернизируют еще 24 светофорных объекта, установят 37 обзорных камер, 55 детекторов, а также усовершенствуют программное обеспечение.

В Екатеринбургской городской агломерации (Свердловская область) в 2022 году по нацпроекту установлено свыше 380 стационарных и обзорных камер видеонаблюдения с лицензиями, модернизированы 15 светофорных объектов и программное обеспечение по управлению ими.

У гимназии № 120 на улице Степана Разина оборудована первая проекционная «зебра». Она не заменяет обычную разметку на дороге, но дублирует ее в темное время суток и в плохую погоду. Помимо этого, здесь функционирует датчик, позволяющий считать количество людей, переходящих дорогу. Полученная информация поможет проанализировать, нужен ли здесь светофор.

Также на перекрестке улиц Кирова и Токарей установлен первый метеопост. Он оборудован датчиками температуры и влажности воздуха, направления и скорости ветра, осадков и видимости. Благодаря собранным сведениям специалисты смогут своевременно принимать меры по очистке дорожного полотна от снега и гололеда, а также ограничивать разрешенную скорость.

В Волгоградской области в 2022 году основной упор был сделан на усовершенствование светофорной сети и создание единой платформы управления транспортным комплексом для Волгограда и Волжского. При реализации проекта применялись современные технологии искусственного интеллекта — электронное зрение и машинное обучение. Это позволяет адаптивно управлять транспортными потоками в зависимости от загруженности направлений.

Так, в 2022 году количество «умных» светофоров увеличилось до 270: 53 новых устройства смонтировали в Волгограде, еще 31 — в Волжском. Комплексы работают совместно с детекторами транспорта или видеокамерами, которые в режиме реального времени оценивают загруженность перекрестков и передают эту информацию на центральный сервер управления. Все это позволяет прогнозировать транспортную ситуацию на 15-30 минут вперед и заранее вырабатывать эффективный план управления трафиком.

Пользователям автомобильных дорог и пассажирам общественного транспорта Волгограда доступно специальное мобильное приложение. С его помощью можно узнать информацию о движении общественного транспорта, строить маршруты и увидеть дорожные события на карте.

Помимо этого, в рамках модуля «Цифровой двойник» проведена оцифровка более 1,3 тыс. км дорог Волгограда и Волжского.

 Справочно:

В связи со вступившими в силу изменениями в постановление Правительства РФ от 21 декабря 2019 года № 1762, утверждающее Правила предоставления субъектам РФ иных межбюджетных трансфертов с целью внедрения ИТС, распоряжением Минтранса России от 21.03.2022 № АК-74-р утверждены новые Методические рекомендации по разработке заявок (включая локальные проекты по созданию и модернизации ИТС) субъектов РФ на получение иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях реализации мероприятия «Внедрение ИТС, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» госпрограммы РФ «Развитие транспортной системы». Изменения предусматриваюn достижения участниками определенного уровня зрелости ИТС.

И уже в 2022 году Тюменская, Казанская, Вологодская, Тульская и Красноярская городская агломерации достигли 1 уровня зрелости ИТС в соответствии с указанными Правилами и Методическими рекомендациями. Вместе с тем достижение указанного уровня может быть подтверждено только после анализа соответствия завершенных ими в 2022 году работ Правилам и Методическим рекомендациям.

Также по результатам работ по оценке эффективности предоставления ИМБТ в 2022 году, планируется увеличение количества субъектов, достигших 1 уровня зрелости.

Другие новости